Open menu

Индексация алиментных платежей

Одной из законодательно установленных правовых гарантий осуществления права на содержание несовершеннолетних и нетрудоспособных нуждающихся членов семьи является индексация размера алиментных платежей, уплачиваемых в твердой денежной сумме.

Семейный кодекс Российской Федерации указывает на обязательность индексации размера алиментов с целью сохранения реальной величины алиментов. Безусловно, по истечении определенного времени установленный ранее размер алиментных платежей перестанет отвечать интересам алиментоуправомоченного лица, будет препятствовать достижению целей алиментирования (обеспечение жизненно важных потребностей получателя алиментов) ввиду объективных социально-экономических причин. Отсюда - индексация алиментов представляет собой механизм увеличения размера алиментных платежей в условиях инфляции, поскольку с ростом потребительских цен размер алиментов, определенный в твердой денежной сумме, по истечении определенного времени становится не соответствующим расходам на содержание алиментоуправомоченного лица.

В силу ст. 105 СК РФ индексация размера алиментов, уплачиваемых по соглашению об уплате алиментов, производится в соответствии с этим соглашением. Если в соглашении об уплате алиментов не предусматривается порядок индексации, индексация производится в соответствии со статьей 117 настоящего Кодекса.

Так, одним из способов индексации является определение размера алиментов в российских рублях в сумме, равной определенной сумме в иностранной валюте. При этом сама выплата алиментов в иностранной валюте возможна только с соблюдением требований законодательства РФ о валютном регулировании и валютном контроле. Индексация размера алиментов может быть установлена в соглашении в зависимости, например, от уровня инфляции, уровня потребительских цен, минимального размера оплаты труда, средней заработной платы по РФ либо в отдельном субъекте РФ.

В случае, когда в соглашении об уплате алиментов отсутствует подобного рода условие, а также когда алименты уплачиваются по судебному решению, индексация размера алиментных платежей производится пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленной в субъекте Российской Федерации, в котором проживает алиментоуправомоченное лицо, а при отсутствии такового - пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения в целом по Российской Федерации (ст. 117 СК РФ). Несмотря на установление размера алиментов кратно величине прожиточного минимума либо в виде доли данной величины, индексация должна производиться только в случаях повышения величины прожиточного минимума, исключая изменение размера алиментов в случаях ее понижения, что также может иметь место.

Примером неэффективности отдельных правовых гарантий до недавнего времени являлись и правила об индексации размера алиментных платежей в зависимости от величины установленного законом минимального размера оплаты труда. Причина в том, что Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" предусматривает две величины минимального размера оплаты труда. Величина, закрепляемая в ст. 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда", применяется исключительно для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования. При этом подчеркивается, что применение данной величины минимального размера оплаты труда для других целей не допускается (ст. 3 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда"). В ст. 5 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" устанавливается величина, предназначенная для исчисления налогов, сборов, штрафов, платежей по гражданско-правовым обязательствам, а также по иным платежам. Буквальное толкование данных норм позволяло сделать вывод об отнесении алиментных платежей к категории "иные платежи". Однако величина минимального размера оплаты труда, устанавливаемая в ст. 5 указанного Закона, не изменялась с 1 января 2001 г. Из этого следует, что с данного момента индексация алиментных выплат была невозможна, что на фоне высокого уровня инфляции явно препятствовало достижению целей алиментирования.

В связи с этим Верховный Суд РФ в Обзоре судебной практики за третий квартал 2006 г. дал разъяснения, в соответствии с которыми при индексации сумм алиментов, взыскиваемых по решению суда в твердой денежной сумме, должен применяться минимальный размер оплаты труда, установленный ст. 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда", поскольку при повышении минимального размера оплаты труда повышается заработная плата алиментообязанного лица, что влечет увеличение суммы алиментов, выплачиваемых в долевом отношении к его доходу, а лица, получающие алименты в твердой денежной сумме, и лица, получающие алименты в долевом отношении от заработной платы, должны быть в равной мере защищены от инфляции. Таким образом, Верховный Суд РФ попытался восстановить системные связи между правовыми гарантиями. Однако было необходимо внести соответствующие изменения в семейное законодательство.

Справедливости ради необходимо отметить, что на тот момент подобного рода ситуация сложилась и в гражданском законодательстве в отношении рентных договоров (ст. 597, 602 Гражданского кодекса РФ). В свою очередь, Конституционный Суд РФ постановил признать не соответствующим Конституции РФ исчисление платежей по договорам пожизненной ренты и пожизненного содержания с иждивением в зависимости от минимального размера оплаты труда, установленного в ст. 5 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда". Ввиду этого Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 363-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены соответствующие изменения в гражданское, а также в семейное законодательство (в отношении алиментных обязательств).

Взаимосвязь и взаимодействие правовых гарантий могут быть нарушены и при включении в соглашение об уплате алиментов условия об индексации размера алиментных платежей в зависимости от уровня инфляции, если в соглашении не будет предусмотрен порядок такой индексации. Причиной тому является отсутствие закона, регулирующего индексацию с учетом уровня инфляции, к которому отсылает ст. 318 Гражданского кодекса РФ.

Анализ положений семейного законодательства об индексации размера алиментных платежей позволяет сделать вывод о возможности классификации правовых гарантий в зависимости от уровня их правового регулирования. Так, при взыскании алиментов по решению суда порядок их индексации устанавливается законом. Представляется, что в данном случае анализируемую правовую гарантию можно обозначить как законную гарантию. В ст. 105 СК РФ установлена возможность договорного регулирования порядка индексации алиментов. В этой ситуации правовую гарантию можно охарактеризовать как "законную гарантию, требующую конкретизации в договоре" либо "законно-договорную". Однако, несмотря на разные уровни правового регулирования, цель индексации размера алиментных платежей остается единой - увеличение размера алиментных платежей, установленного в твердой денежной сумме, с целью сохранения способности обеспечивать жизненно необходимые потребности алиментоуправомоченного лица.

Помощник прокурора района

юрист 3 класса                 К.А. Симонов

Версия для
слабовидящих

Жалобы на всё
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Авторизация