Open menu

Уголовная ответственность за хищение и угон автотранспортных средств

За достаточно короткий временной промежуток мир подвергся коренным изменениям. Необходимость совершенствования области дорожного движения существует на государственном уровне. Так, разработана и утверждена Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года.

Реформирование российской транспортной системы и стратегическое развитие в области дорожного движения предусматривает совершенствование системы управления дорожным транспортом, установление безопасности дорожного движения. Однако, на законодательном уровне недостаточно внимания уделено вопросам предупреждения и профилактики хищений транспортных средств, которые для многих граждан являются не просто средством передвижения, но и заработка.

За последние 10 лет в ее структуре стабильно доминирующее положение занимают корыстные преступления против собственности граждан. Одними из распространенных преступных посягательств являются хищения автотранспорта, которые причиняют существенный материальный ущерб гражданам, оказывают на них негативное моральное воздействие, дестабилизируют нормальную жизнь.

Отмечается постоянно тенденция к росту числа личных автомобилей, что оказывает влияние на снижение объема работы других видов транспорта. Так, в 2007 г. Транспортная стратегия указывала на численность парка легковых автомобилей в количестве 29,4 млн. транспортных средств. По официальным данным Госавтоинспекции на 1 января 2013 г., автомобильный парк уже составлял 50,5 млн. машин. По сравнению с 2004 г., автомобильный парк в России вырос на 44,2%. Большую часть автопарка России составляют легковые автомобили - 76,7%, или 38,7 млн. машин.

Статистика совершенных в России краж и угонов автомобильных средств не может не вызывать волнения. Уже сейчас четко видна тенденция их роста, в т.ч. с использованием огнестрельного оружия.

Нетрудно заметить, что похищение автомототранспорта связано в первую очередь с желанием обогащения. Кроме того, практика показывает, что похищаются транспортные средства любых марок и моделей.

Безусловно, среди преступлений против собственности кражи и угоны автотранспортных средств занимают одно из лидирующих мест, т.к. являются в своем роде опасными преступлениями.

Показатели совершения хищений автомобильного транспорта высоки не только в крупных мегаполисах России, они достаточно распространены и там, где, согласно Транспортной стратегии, состояние автомобильных дорог одно из самых худших по стране.

Говоря об уровне совершенных краж и угонов автомобильных средств в России, стоит отметить неадекватный подход сотрудников правоохранительных органов, что является важным фактором снижения показателя раскрываемости уголовных дел. Так, например, в России в 2000 г. было зафиксировано 26106 угонов и 49787 краж автомобилей, в 2007 г. этот показатель уже достиг цифры в 55258 и 58427 соответственно. Отметим, что раскрыто в 2000 г. было 78% угонов и 28,7% краж, в 2007 г. этот уровень уже значительно снизился и составил 51% и 15,6% соответственно.

Сократилось количество угонов, краж, грабежей с участием подростков, хотя около 30% всех угонов и краж автотранспорта совершается именно подростками.

Противодействие и профилактика хищений автомобильного транспорта является одной из самых распространенных и актуальных проблем современности. По сути, хищение автомобильного транспорта - это собирательное понятие, которое охватывает деяния, связанные с нарушением Правил дорожного движения, которые обеспечивают безопасную работу транспорта, с высокими показателями аварийности на российских автомобильных дорогах, с посягательством на имущественные права граждан, в некоторых случаях на их жизнь и здоровье.

Преступления в сфере транспорта и уголовная ответственность за их совершение определяются нормами уголовного законодательства.

Рассмотрим особенности механизма совершения преступлений в области хищений автомобильных средств.

1. Эти преступления являются результатом создания аварийной ситуации, которая возникает в процессе сложного взаимодействия нескольких участников дорожного движения между собой и с обстоятельствами, определяющими объективную обстановку движения. В данном случае как бы пересекаются несколько линий развития причинно-следственных связей и условий.

2. В процессе совершения автотранспортных преступлений взаимодействуют процессы и явления социального, технического и природного характера (хотя последние лишь опосредованно влияют на действия участников движения, приводящие к созданию аварийной обстановки).

То есть нарушение правил эксплуатации транспортных средств не всегда является причиной нарушения Правил дорожного движения, ведь по большей части они связаны с посягательством на право собственности, имущественные права граждан, жизнь и здоровье. Поэтому, безусловно, в части автотранспортных преступлений они являются наиболее сложными и опасными.

По официальной статистике правоохранительных органов показатели совершения хищений автомобильного транспорта отличаются стабильной динамикой роста, а Госавтоинспекция отмечает неуклонный рост аварийности на автомобильных дорогах России, что сопровождается еще и увеличением количества автомобильного транспорта.

Хищения автомобильного транспорта являются наиболее опасными и непредсказуемыми, т.к. от них ежегодно страдает большое количество людей, причиняется огромный материальный и моральный вред. Правомерное и обоснованное привлечение к ответственности за совершение транспортного преступления позволит привлечь к ответственности всех его виновных участников, и обезопасить нормальное передвижение других субъектов.

Сегодня действующее законодательство позволяет трактовать угон автомобиля по двум принципиально разным статьям УК РФ - 158 ("Кража") и 166 ("Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения"). Без сомнения, это способствует расцвету автопреступности, которая принимает угрожающие масштабы.

В Уголовном кодексе Российской Федерации предусмотрены угоны автомототранспортного средства, включая трамвай, троллейбус, трактор, самоходную машину (ст. 166 УК), а также воздушного, водного и железнодорожного транспорта (ст. 211 УК). Маломерные водные суда (моторные лодки, яхты небольшого водоизмещения и т.п.) практика относит к предмету ст. 166 УК РФ.

Обязательным признаком завладения (угона, захвата) является неправомерность, то есть транспортное средство не должно принадлежать виновному на праве личной собственности или находиться в его правомерном владении, либо не закреплено за ним по службе, и он не имеет права им распоряжаться. Диспозиция первой части указанных статей предусматривает не только тайное, но и открытое завладение транспортным средством, но без насилия или угрозы его применения, которые образуют квалифицирующие обстоятельства.

Объективная сторона преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 166 УК и ч. 1 ст. 211 УК, сходна с объективной стороной ст. 158 УК "Кража", а ч. 2 и ч. 3 ст. 166 (211) - с объективной стороной ст. 161 УК "Грабеж", ст. 162 УК "Разбой" и ст. 227 "Пиратство" соответственно. Вместе с тем отдельные признаки объективной стороны (время, место, способ совершения преступления) позволяют судить о характере деяния.

Современные способы угона и краж автотранспортных средств подразделяются на совершенные:

1) из закрытых гаражей, где угонщики используют различные орудия взлома: наборы отмычек для отпирания замков (гаража, двери и замка зажигания), устройства для взлома замков зажигания, сканеры для снятия сигнализации и т.д.;

2) на открытых стоянках либо оставленных без присмотра;

3) в присутствии водителей или владельцев транспортного средства, причем зачастую соединенного с насилием или с угрозой его применения.

Как показывает практика, угоны совершаются зачастую с целью сбыта автомобиля, его переделки (перекраски, перебивки идентификационных номеров и т.д.) для дальнейшей продажи автомобиля или его частей под так называемый заказ, который может быть размещен, например, на популярном в российском Интернете форуме auto.ru. Следует указать, что продажа даже бывших в употреблении двигателя, колес и прочих деталей может принести преступникам куда большие "дивиденды", чем угон и продажа любой престижной иномарки.

Угоняют не только легковые автомобили, но и другие виды автотранспортных средств. Так, в конце апреля 2005 г. Московским областным судом была осуждена группа лиц, специализировавшаяся на угоне строительных автокранов и грузовых автомобилей. Всего за полгода преступники угнали и сбыли 13 единиц такого транспорта.

В настоящее время широкое распространение в России получили случаи угона автомобилей и возвращения их хозяевам за денежный выкуп (около 25 - 30% от стоимости автомобиля). Такие преступления совершаются зачастую только организованными преступными группами, в которых четко распределены роли: автоугонщики, пособники, организаторы и посредники.

В период с 2004 по 2005 г. в Москве задержаны две группы мошенников, которые с помощью компьютерных баз по розыску и регистрации машин в ГИБДД вычисляли владельцев машин, ставших жертвами автоугонщиков, и предлагали им за определенное вознаграждение (10 - 30% от рыночной стоимости автомобиля) вернуть пропажу. Такие банки данных об угонах и владельцах угнанных автомобилей можно свободно приобрести за несколько сотен рублей на любом радиорынке столицы.

В следственной практике известен случай "кооперации" автоугонщиков с ворами-карманниками с целью угона автотранспортного средства. Способ преступного деяния был простой: у водителя, автомобиль которого был припаркован на открытой стоянке у магазина типа "Супермаркет", в торговом зале сначала похищались ключи от машины, которые оперативно передавались "угонщику".

В последние годы появились способы угона автотранспортного средства в присутствии его владельца, основанные на доверии к преступнику. Так, житель Подмосковья добровольно отдал свою "Волгу" в руки мошенников: виновника подставного дорожно-транспортного происшествия и лжеремонтников автосервиса. Следует указать, что пропажи автомобилей из автосервисов - далеко не единичные случаи. В другом случае один из частых посетителей московского автосалона на Красной Пресне, некий гражданин респектабельного вида по имени Марк, войдя в доверие к владельцам салона, при опробовании якобы выбранного им наконец-то автомобиля совершил его угон.

Факт угона зачастую имеет криминальные связи с совершением других тяжких преступлений (заказного убийства, похищения человека, терроризма и т.д.).

Как свидетельствует следственная практика последних лет, марка и модель угоняемого автотранспорта зависят от ряда обстоятельств: а) спроса под "заказ"; б) времени года; в) специфики региона, где совершается преступление; г) наличия и степени сложности противоугонных систем; д) места и условий стоянки авто (в гараже, на стоянке без присмотра и т.д.); е) стоимости и срока эксплуатации автомобиля.

Предпочтение отдается автотранспортным средствам не старше пяти лет. Особый интерес проявляют угонщики к автомобилям, находящимся в процессе снятия и постановки на учет, поскольку авто без госномера, по сути дела, нигде не числится, соответственно его проще легализовать.

Наименьшим спросом пользуются у автоугонщиков спортивные автомобили иностранного производства типа Мercedes, поскольку такие модели сами по себе очень приметные, оснащены заводскими спутниковыми навигационными системами защиты (застраховать авто без такой "противоугонки" невозможно), а стоимость их варьирует от 50 до 100 тысяч долларов США.

Отсутствие современного воровского инструмента (например, радиосканера для снятия сигнализации, устройств для отпирания замка зажигания и т.п.) лишает преступника возможности угона престижных, относительно хорошо защищенных автомобилей. Поэтому предметом преступного посягательства здесь служат марки авто попроще.

Способы угона имеют чаще всего полную структуру (приготовление - совершение - сокрытие). Для этих преступлений характерна тщательная подготовка, которая проявляется зачастую в выборе:

- будущего потерпевшего путем изучения его образа жизни, связей;

- мест парковки транспортного средства и имеющейся на нем противоугонной системы;

- места, времени и способа проникновения в салон (при насильственном захвате);

- орудий и средств преступления.

Например, для преодоления запирающих устройств в гараже или автомобиле подготавливаются наборы отмычек, современный портативный инструмент (например, гидравлические ножницы, паяльно-сварочный карандаш типа "Оксал" и т.д.), а для противоугонных систем - радиосканеры, изготавливаются слепки со штатных ключей и т.д.

Подготовка угона может совпадать с его сокрытием. Например, снятие в аренду гаража-отстойника недалеко от места захвата транспортного средства, где автомобиль подвергается перекраске, переделке или разбирается на запчасти.

Сокрытие преступления может носить самостоятельный характер. Например, действия по сокрытию угона автомобиля, выполненные не виновным, а иным лицом. В большей мере это касается потерпевших. Владельцы угнанного транспорта, потеряв веру в милицию, зачастую через средства массовой информации дают объявления с просьбой за денежное вознаграждение вернуть автомобиль либо сообщить о его местонахождении, то есть по существу обращаются за помощью к преступникам. Потерпевший, получив таким образом угнанное транспортное средство, умышленно скрывает от правоохранительных органов фактическую информацию о лице, с помощью которого якобы найдено похищенное, и сам механизм "возврата".

Угоны без цели хищения происходят крайне редко, однако порой доказать умысел достаточно тяжело. Поэтому зачастую действия обвиняемых (подсудимых) переквалифицируются на угон, и воры спокойно избегают ответственности за совершение кражи, подвергаясь более мягкому наказанию. Несмотря на то что вносившиеся ранее в ст.166 УК РФ изменения значительно усилили максимальные санкции за совершение преступлений данного вида (с 3 до 5 лет лишения свободы), они оставили значительный выбор применяемых санкций (штраф в 120 тыс. руб., арест до 6 месяцев, лишение свободы на срок до 5 лет и т.д.).

 

Прокурор Суземского района

советник юстиции В.С. Маркин

Версия для
слабовидящих

Жалобы на всё
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Авторизация