Open menu

Законодательство об охране окружающей среды

Принципы права - основные, исходные начала, положения, идеи, выражающие закономерности и сущность права как специфического социального регулятора. Они представляют собой наиболее общие правила поведения, которые либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из его смысла. Также есть мнение, что они - основополагающие идеи, пронизывающие как само право, так и законодательство, в соответствии с которым и разрабатываются его собственные принципы, выступают в виде общеобязательных требований, т.е. норм, и являются элементами системы права, и такие предписания называются нормами-принципами.

В зависимости от видовой принадлежности принципа (общеправовой, отраслевой, межотраслевой) он может находить свое выражение в различных структурных элементах системы права: в одной правовой норме, правовом институте, отрасли права или права в целом.

Соответственно, с позиции теории права существуют нормы-принципы в законодательстве об охране окружающей среды и нормы-принципы, закрепленные в земельном законодательстве.

Но при всех общетеоретических сходствах выделяются и особенности, характерные только для норм-принципов, закрепленных в нормативных правовых актах тех или иных отраслей права. Например, "юридическую специфику отрасли права (как традиционной, так и комплексной) отражают не только ее предмет и методы правового регулирования, но и ряд других юридических признаков, в особенности наличие принципов, свойственных данной отрасли права".

Наличие норм-принципов является хотя и не единственным, но одним из важных критериев существования отрасли, свидетельствующим о ее развитии и характерном специальном уровне.

Правовой принцип охраны окружающей среды - это объективное основополагающее начало, выраженное в правовой норме-принципе, отражающей концепцию государства и общества в сфере охраны окружающей среды.

Общие принципы влияют на формирование межотраслевых и отраслевых принципов. В то же время большее количество общего по содержанию принципов находится в межотраслевых принципах.

Анализируя нормы-принципы в законодательстве об охране окружающей среды (далее по тексту - ООС), пересекающимися и в некоторой степени тождественными по правовой конструкции с нормами-принципами земельного законодательства являются следующие межотраслевые принципы ООС, среди которых: платность природопользования, рациональное использование природных ресурсов, учет природных и социально-экономических особенностей территории при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности и иные.

В ст. 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" (далее также - ФЗ ООС) сформулировано 23 основных принципа охраны окружающей среды, на базе (основе) которых должна строиться хозяйственная и иная деятельность всех субъектов общественных отношений, оказывающая воздействие на окружающую среду. Норма данной статьи прямо не учитывает условие действия правовой нормы во времени, так как на принципах охраны окружающей среды должна базироваться не только осуществляемая хозяйственная деятельность субъектов общественных отношений, но и которая предполагается к осуществлению и может осуществляться в перспективе, в рамках экологической безопасности настоящего и будущих поколений. Принципы охраны окружающей среды - как основополагающие начала правового регулирования можно структурировать по социальному признаку (соблюдение прав, обеспечение благоприятных условий, участие в охране окружающей среды, организация и развитие экологического образования и т.п.), экономическому признаку (платность природопользования и иные), внешнеполитическому признаку (международное сотрудничество, ответственность государства) и иным.

Указанные принципы послужили основой для формирования и развития современной национальной системы принципов охраны окружающей среды. Также историческую основу действующих принципов охраны окружающей среды закрепила Конституция Российской Федерации в нормах: ст. 36 - "Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц"; ст. 42, где определено: "Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением"; ст. 58 - "Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам" и иных.

Некоторое декларативное влияние на формулирование принципов охраны окружающей среды оказали принципы, закрепленные не только в национальном законодательстве, но и в международных нормативных правовых актах. Так, ст. 81 ФЗ ООС определяет, что Российская Федерация осуществляет международное сотрудничество в области охраны окружающей среды в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации в области охраны окружающей среды. В качестве примера можно привести принцип 2 главы II "Декларация принципов", который гласит, что природные ресурсы Земли, включая воздух, землю, флору и фауну и особенно репрезентативные образцы естественных экосистем, должны быть сохранены на благо нынешнего и будущих поколений путем тщательного планирования и управления по мере необходимости. Также в основу формирования системы принципов охраны окружающей среды в Российской Федерации были положены нормы Декларации по окружающей среде и развитию, в частности принцип 4, где определено, что для достижения устойчивого развития защита окружающей среды должна составлять неотъемлемую часть процесса развития и не может рассматриваться в отрыве от него.

Исходя из вышеизложенного, можно прийти к выводу, что законодательство, судебная практика и сами общественные отношения стремятся к экологизации общей системы, преимущественно экономических и эксплуатационных принципов в базовых отраслевых нормативных правовых актах, основываясь на принципах охраны окружающей среды и учитывая их форму правового предписания, сформировав правовую конструкцию принципа охраны окружающей среды в виде правовой нормы (нормы-принципа).

 

 

Помощник прокурора Суземского района

юрист 1 класса В.А.Романенков

Версия для
слабовидящих

Жалобы на всё
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Авторизация