Прогноз социально-экономического развития Суземского района Брянской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов
06.12.2016 г.
Пояснительная записка к прогнозу социально-экономического развития Суземского района Брянской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов
Базой для разработки прогноза социально-экономического развития Брянской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов являются основные макроэкономические показатели социально-экономического развития района за предыдущие годы, итоги за отчетный период 2016 года, сценарные условия развития экономики Российской Федерации на 2017-2019 годы.
В прогнозе учтены приоритеты и целевые индикаторы, определенные в Стратегии социально-экономического развития Брянской области на период до 2025 года, указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года
№ 596 – 606, государственных программах Брянской области, а также ход реализации мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности Российской Федерации и Брянской области.
1. Общая оценка социально-экономической ситуации
По итогам 9 месяцев 2016 года темп роста объемов продукции снизился на 13 % против аналогичного периода прошлого года. Промышленными предприятиями района произведено продукции на сумму 272,7 млн. руб.
Отгружено промышленной продукции предприятиями района на сумму 276,3 млн. руб.
Фонд оплаты труда работников предприятий составил 96 млн. руб. что ниже соответствующего периода прошлого года на 10%. Среднесписочная численность работников составила 943 человек. Среднемесячная заработная плата в сравнении с прошлым годом снизилась на 1021 руб. или на 14 % и составляет 11342 рублей.
Уплачено налогов данными предприятиями 106 млн. 428 тыс. руб. в том числе НДФЛ 15 млн. 823 тыс. руб.
За 2016 год получен положительный сальдированный финансовый результат в сумме 9,2 млн. рублей прибыли (за соответствующий период прошлого года прибыль составила 13,3 млн. рублей, убыток 22, 5 млн. руб.). Удельный вес убыточных предприятий в целом по району составил 40 процентов, прибыльных 60 процентов.
Произведено продукции сельского хозяйства в действующих ценах во всех категориях хозяйств в объеме 534,1 тыс. руб. или 109,8 процента к соответствующему периоду 2015 года.
Площадь уборки зерновых культур составила 14824 га. озимых зерновых-4601 га, из них озимая рожь 364 га, озимая пшеница 4177 га., тритикале – 60 га. Площадь посева яровых культур составила 8739 га, зернобобовых – 1484 га.
Намолочено зерновых 18968 тонн, урожайность составила 29,9 ц.га.( без кукурузы на зерно) в том числе озимая рожь 763 тонн, озимая пшеница 14325 тонн.
Посеяно технических культур 3068 га, списано на гибель 300 га, всего к уборке – 2768 га, в том числе соя – 1626 га, намолочено 1878 тонн, при урожайности 11,5 ц/га. рапса - 1142 га. намолочено 1162 тонн, при урожайности 10,2 ц/га.
Кормовые культуры составили 746 га, в том числе силосные -100 га, однолетние травы -408 га, корнеплоды – 2 га, многолетние травы -236 га. Площадь картофеля составила 147 га, убрано 130 га получен валовой сбор 2470 тонн, урожайность составила 190,0 ц/га. Под овощными культурами занято 27 га. из них 3 га свеклы, 24 га капусты. Собрано 216 тонн капусты, 27 тонн свеклы. урожайность составила 90 ц/га.
Заготовлено кормов: сена 750 тонн, солома 350 тонн, получено готового силоса 1000 тонн, сенаж 100 тонн, корнеплоды 59 тонн, картофель 136 тонн, зернофуража 446 тонн. На одну условную голову приходится 30 кормовых единиц.
Посеяно озимых культур под урожай 2017 года 3511 га. , из них 250 га озимая рожь, 3201 озимая пшеница, 60 га тритикале.
Потребность в минеральных удобрениях составляет 7271 тонн, обеспечено 7281 тонна, из них аммиачная селитра 5776 тонн, сложные удобрения -1505 тонн. Обеспеченность составляет 100%.
Для обеспечения весеннего сева заготовлено семян яровых культур 386 тонн. Приобретено 8 тонн элитного картофеля.
Подготовлено зяби 2000 га.
За прошедший период 2016 года сельскохозяйственными предприятиями и КФХ произведено молока 709 тонн. На 1.10.16 г. поголовья КРС составило 492 головы, в том числе коров 267 голов. Надой молока 1 голову составил 2657 кг против 2545 кг в прошлом году.
Оборот розничной торговли которых составил 714,3 млн. руб. Торговая площадь магазинов составляет 9833,28 м.кв. обеспеченность торговыми площадями 576 м. кв. на 1000 человек.
Из общего товарооборота увеличилась продажа продовольственных товаров. В структуре оборота розничной торговли доля продовольственных товаров составила 58%, непродовольственных - 42%.
Объем реализации платных услуг населению района составил 54,9 млн. руб.
Численность не занятых трудовой деятельностью граждан, состоящих на учете в органах государственной службы занятости, на 1 октября 2016 года составила 128 человек. Уровень официально регистрируемой безработицы составил 1,6 процента к численности экономически активного населения (2015 год – 2,2 процента).
Прогноз социально-экономического развития Суземского района на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов разрабатывался в условиях замедления темпов роста экономики. Внешнеполитическая ситуация остается нестабильной, кризисные явления продолжают оказывать негативное влияние, наблюдается снижение реальных денежных доходов населения, что сказывается на уровне платежеспособного спроса.
Прогноз разработан на вариативной основе в составе базового и целевого вариантов. Базовый вариант характеризует основные макроэкономические показатели развития экономики в условиях сохранения негативных внешних факторов и консервативной бюджетной политики. Темпы роста экономики Суземского района в 2017-2019 годах по базовому варианту составят 101,3-103 процента. Целевой вариант основывается на тех же условиях, что и базовый, но допускает более уверенный экономический рост (102-103,5 процента). При этом для достижения показателей по этому варианту необходимо увеличение бюджетных расходов на поддержку реального сектора экономики. За основу при формировании районного бюджета взят базовый вариант прогноза. Пояснительная записка к прогнозу сформирована по показателям первого (базового) варианта прогноза.
3. Промышленное производство
Производственный сектор района представлен предприятиями, относящимися к видам деятельности: "Обрабатывающие производства».
Ведущая роль в промышленном производстве района принадлежит ОАО «Стрела». На их долю приходится около 60 процентов районного объема отгруженной продукции.
В структуре обрабатывающих производств производство пищевых продуктов – 15 процентов, деревообрабатывающее производство – 25 процентов.
Прогноз развития промышленности на среднесрочную перспективу разработан с учетом требований Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596 "О долгосрочной государственной экономической политике" в части обеспечения создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест и увеличения объема инвестиций.
На реализацию эффективной промышленной политики направлены и принятые в 2015 году законы "О промышленной политике в Брянской области" и "Об инвестиционной деятельности в Брянской области". В настоящее время разрабатывается подпрограмма развития промышленности Брянской области в рамках государственной программы "Развитие промышленности, транспорта и связи Брянской области" (2014-2020 годы).
В 2016 году в целом индекс промышленного производства оценивается в 87,8 процента, далее прогнозируются умеренные темпы роста: в 2017 году – 101,3 процент, в 2018 году – 102,0 процента, в 2019 году – 102,7 процентов к предыдущему году.
Предприятиями обрабатывающих производств в 2016 году будет отгружено продукции в действующих ценах на 330 млн. рублей, в 2017 году объем отгруженных товаров составит 335 млн. рублей, в 2018 году – 342 млн. рублей, в 2019 году – 348 млн. рублей.
4. Транспорт и связь
Протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием в 2016 году составила 172 км. В прогнозируемом периоде протяженность автомобильных дорог увеличится на 5 км и в 2019 году составит 177 км.
Увеличение сети автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием местного значения планируется за счет строительства автодорог.
Удельный вес автомобильных дорог с твердым покрытием в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования в 2016 году составит 67 процентов.
Объем услуг связи в 2016 году увеличится к уровню 2015 года на 4 процента и составит 4 млн. рублей. Рост объемов услуг связи в прогнозируемый период составит 6,5-7 процентов ежегодно.
Наибольший удельный вес в объеме услуг связи сохраняют услуги мобильной связи, их доля составляет более 40 процентов. Услуги сотовой связи предоставляют компании МТС (Брянский филиал ОАО "МТС"), БиЛайн (Брянский филиал ОАО "Вымпелком"), БРО ЦФ ОАО "Мегафон", Брянский филиал ЗАО "Смоленская сотовая связь" (Теле-2).
Увеличение пользователей сотовой связи не снизило потребности населения в услугах фиксированной связи. Самый крупный оператор – Брянский филиал ОАО "Ростелеком".
Плотность телефонных аппаратов фиксированной связи на 100 человек в 2015 году составила 22,8 единиц.
Отмечается положительная динамика развития услуг почтовой связи. Объем оказанных услуг почтовой связи в 2015 году составил 34 млн. рублей.
5. Сельское хозяйство
Объем производства продукции сельского хозяйства в действующих ценах в 2015 году составил 810 млн. рублей или 83 процента в сопоставимых ценах к уровню 2014 года. Доля продукции растениеводства в общем объеме производства составила 88 процентов (737 млн. рублей), животноводства – 12 процентов (73 млн. рублей). В структуре продукции сельского хозяйства доля сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств составила 68 процентов, хозяйств населения - 32 процента.
В 2015 году произведено 35804 тонны зерна. В общем объеме производства зерна доля сельскохозяйственных товаропроизводителей составила 65 процентов, крестьянских (фермерских) хозяйств – 35 процентов.
Производство мяса (в живом весе) увеличилось на 3 процента к уровню 2014 года и составило 717 тонн. Удельный вес в общем объеме производства мяса сельскохозяйственных товаропроизводителей составил 1 процент, населения – 96 процентов и крестьянских (фермерских) хозяйств – 3 процента.
Производство молока увеличилось на 1 процент и составило 2423 тонны. Удельный вес в общем объеме производства молока сельскохозяйственных товаропроизводителей составил 6 процентов, населения – 71 процент и крестьянских (фермерских) хозяйств – 23 процента.
В 2016 году ожидаемый объем производства продукции сельского хозяйства составит 846,3 млн. рублей или 98 процентов в сопоставимых ценах к уровню 2015 года. Доля продукции растениеводства в общем объеме производства составит 88 процентов (750,8 млн. рублей), животноводства – 12 процентов (95,5 млн. рублей).
В 2017 году прогнозируемый объем производства продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств составит 878 млн. рублей или 98,4 процента к уровню 2016 года, в том числе по продукции растениеводства – 89 процентов и продукции животноводства – 11 процентов.
В 2018 году в хозяйствах всех категорий прогнозируется увеличение производства сельскохозяйственной продукции к уровню 2017 года на 1 процент, ее объем составит 910 млн. руб. Увеличение производства сельскохозяйственной продукции прогнозируется за счет увеличения производства продукции растениеводства.
В 2019 году в хозяйствах всех категорий прогнозируется увеличение производства сельскохозяйственной продукции к уровню 2018 года на 3,5 процентов, ее объем составит 980 млн. руб.
В области реализуется государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на период 2014-2020 годов. Заключены соглашения по реализации программы между Правительством Брянской области и Министерством сельского хозяйства РФ и аналогичные соглашения между муниципальными районами и Правительством области.
В рамках государственной программы предусмотрены меры поддержки молочного скотоводства, овощеводства, производства зерновых и зернобобовых культур, картофеля и льноволокна, племенного дела и других направлений, что обеспечит положительную динамику сельскохозяйственного производства в среднесрочной перспективе.
6. Инвестиции
В видовой структуре инвестиций в основной капитал по крупным и средним организациям основная доля приходилась на машины, оборудование, здания и сооружения. На эти цели использовано почти 98 процентов инвестиций.
В 2015 году на развитие экономики и социальной сферы использовано 48 млн. рублей инвестиций в основной капитал, индекс физического объема инвестиций составил 87,3 процента к уровню 2014 года.
На строительство зданий и сооружений – 28,7 млн. руб. на закупку машин и оборудования 19,0 млн. руб.
В структуре инвестиций 37,2 процентов приходится на привлеченные средства. В объеме привлеченных средств наибольший удельный вес занимали бюджетные средства 93 процента (16,7 млн. руб.), из них государственная федеральная поддержка – 80 процентов. (13,4 млн. руб.), областная поддержка составляет 13 процентов (2,4 млн. руб.).
Доля банковских кредитов в объеме привлеченных средств составила 2 процента.
По оценке в 2016 году объем инвестиций в основной капитал увеличится на 13 процентов к уровню 2015 года и составит 63,3 млн. руб.
В 2017-2019 годах прогнозируется ежегодный прирост инвестиций в основной капитал в размере 4-6 процентов. Соответственно в 2017 году объем инвестиций составит 69.1 млн. рублей, в 2018 году – 77,2 млн. рублей, в 2019 году –88,0 млн. рублей.
В прогнозируемый период (2017 – 2019 годы) рост объема инвестиций в основной капитал будет обеспечен участием в программах «Развитие социальной и инженерной инфраструктуры Брянской области» (2014-2020 годы), «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».
По-прежнему, в структуре инвестиций основная доля будет принадлежать привлеченным средствам, которая в 2019 году составит 85 процентов, доля бюджетных средств, направляемых на инвестиции, составит 96 процентов.
Продолжится реализация мероприятий по газификации и обеспечению питьевой водой сельских населенных пунктов района.
За счет средств федерального и областного бюджетов в рамках адресной инвестиционной программы в прогнозируемый период будет осуществляться строительство здания, ремонт автомобильных дорог, работы по водоснабжению.
8. Жилищное строительство
За 2015 год введено в эксплуатацию за счет всех источников финансирования 1005 кв. метров жилой площади (84,6 процентов к уровню 2014 года).
В прогнозируемом периоде предполагается рост ввода жилья, в первую очередь, за счет, выделение земельных участков для обеспечения жильем льготных категорий граждан, снижение административных барьеров при оформлении земельных участков и недвижимости. В 2015 году было выделено многодетным семьям 3 земельных участка площадью 3000 м2.
В 2016 году предполагается ввести в эксплуатацию за счет всех источников финансирования1090 кв. метров жилой площади (108,5 процентов к уровню 2015 года), в том числе индивидуальных жилых домов – 1090 кв. метров.
Реализация мероприятий в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» позволяют прогнозировать в 2017-2019 годах рост инвестиций в строительство жилья.
В настоящее время, в основном, строительство жилья ведется за счет средств дольщиков и собственных средств застройщиков.
В 2016 году обеспеченность жителей жильем составит 30,6 кв. метра общей площади в среднем на 1 человека (по итогам 2015 года – 30,4 кв. метра). В 2019 году прогнозируется рост значения показателя до 31,2 кв. метра или на 2 процента к уровню 2016 года.
9. Малое и среднее предпринимательство
В 2015 году на территории района осуществляли хозяйственную деятельность 200 малых и средних предприятий, по сравнению с 2014 годом количество предприятий не изменилось. Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) занятых на них составила 7420 человек (темп снижения составил 2 процента). Оборот малых и средних предприятий по всем видам деятельности в 2015 году составил 1,2 млн. рублей, что на 5 процентов больше, чем в 2014 году.
Проводимая работа в рамках подпрограммы "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Брянской области" обеспечивает увеличение объёмных показателей в этом секторе экономики.
Основными во взаимоотношениях региональных властей и субъектов предпринимательской деятельности остаются формы финансово-кредитной, имущественной и информационной поддержки. Опыт показывает, что эффективным механизмом государственной поддержки малого предпринимательства в регионе является подпрограмма "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Брянской области" государственной программы "Экономическое развитие, инвестиционная политика и инновационная экономика Брянской области" (2014 - 2020 годы). В 2016 году продолжится субсидирование части затрат, связанных с уплатой авансового платежа по лизинговым договорам, субсидирование части процентов уплаченных по кредитам, полученным на строительство производственных зданий для собственных нужд и покупку оборудования, реализация мероприятий по развитию молодежного предпринимательства.
В 2016 году количество малых и средних предприятий района оценивается в 205 единиц, среднесписочная численность работников на них – в 7480 человек. Оборот малых и средних предприятий увеличится на 0,5 процента к 2015 году.
В прогнозируемом периоде количество малых и средних предприятий увеличится на 0,6 процентов и составит в 2019 году 206 единиц. При этом среднесписочная численность работников на них (без внешних совместителей) увеличится на 0,2 процента к уровню 2015 года и составит 7494 человек. Оборот малых и средних предприятий за этот период увеличится на 0,8 процента и достигнет 2 млн. рублей.
10. Потребительский рынок
Современный потребительский рынок области характеризуется высокой товарной насыщенностью, развитой сетью предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, высокой предпринимательской активностью.
В 2015 году оборот розничной торговли составил 948,7 млн рублей или 94,0 процентов к уровню 2014 года (в сопоставимых ценах). Обеспеченность торговыми площадями в расчете на 1000 жителей в Суземском районе составляет 576 кв. метров при нормативе 453 кв. метра. Практически во всех районах фактическая обеспеченность торговыми площадями превышает утвержденный норматив.
Важнейшим элементом развития торговли является формирование сетевых торговых систем, конкурентными преимуществами которых перед одиночными магазинами является возможность централизованной закупочной политики, эффективная ассортиментная политика, популярная торговая марка.
Сохраняется тенденция формирования оборота розничной торговли, в основном, за счет продажи товаров в стационарной торговой сети. Доля продажи товаров на рынках в общем обороте розничной торговли снизилась до 16 процентов.
В структуре оборота розничной торговли наблюдается увеличение доли продовольственных товаров: 60,4 процента по итогам 2015 года против 57,8 процента в 2014 году. Эта тенденция сохранится и в 2016 году: доля продажи продовольственных товаров увеличится до 65,0 процентов.
Оборот розничной торговли по итогам 2016 года оценивается в 96,2 процентов к уровню 2015 года (986,0 млн. рублей). В 2017-2019 годах в результате постепенного восстановления платежеспособного спроса населения прогнозируется рост оборота розничной торговли на 6,0-8,0 процентов (в сопоставимых ценах). В 2019 году объем оборота розничной торговли превысит 1240,0 млн. рублей.
Товарная насыщенность потребительского рынка будет носить устойчивый характер и в полной мере соответствовать платежеспособному спросу населения на важнейшие продукты питания, товары легкой промышленности и культурно-бытового назначения.
Тенденции, сложившиеся на потребительском рынке, отразились и на динамике платных услуг. Объем платных услуг, оказанных населению (с учетом экспертной оценки объемов услуг по недоучтенным предприятиям и оказываемых физическими лицами), в 2015 году составил 58,2 млн. рублей, темп роста на 10,4 процента к уровню 2014 года (в сопоставимых ценах).
В 2016 году объем платных услуг населению снизится 2 процента к уровню 2015 года, в 2017-2019 годах составит 109,0-110,0 процентов (в сопоставимых ценах). В 2019 году прогнозный объем платных услуг населению составит 104,8 млн. рублей.
Сдерживание роста потребительского спроса и реальных показателей связано с инфляцией. Индекс потребительских цен в 2016 году ожидается в 107,5 процента. Основными факторами такого роста стали ослабление курса рубля, а также ускорение продовольственной инфляции после введения защитных экономических мер, ограничивающих ввоз импортной продукции.
В 2017 году индекс потребительских цен в среднегодовом исчислении прогнозируется в размере 105,5 процента, в 2018 году – 104,8 процента, в 2019 году – 104,3 процента.
12. Уровень жизни населения
Номинальная величина среднедушевых денежных доходов в 2015 году сложилась в размере 15082,5 рубля (113,8 процента к 2014 году), величина среднемесячной номинальной начисленной заработной платы составила 16 774 рубля (103,7 процента).
В реальном исчислении среднемесячная заработная плата снизилась на 11 процентов, среднемесячные денежные доходы населения снизились на 2,3 процента к уровню 2014 года, пенсии увеличились на 1,3 процента к уровню 2014 года. Удельный вес населения с доходами ниже величины прожиточного минимума составил 9,3 процента от общей численности населения.
В 2015 году в условиях высокого инфляционного фона наблюдается замедление темпов роста реальных показателей, характеризующих уровень жизни. По оценке в 2016 году реальная заработная плата снизится на 3,3 процента, реальные среднедушевые денежные доходы населения – на 2 процента к уровню 2015 года. В номинальном исчислении среднемесячная заработная плата оценивается в 16 100 рублей, среднедушевые денежные доходы – в 15 914 рублей в месяц .
В прогнозируемом периоде по мере снижения инфляции и улучшения макроэкономической ситуации динамика доходов населения улучшится. В 2017 году среднемесячные денежные доходы населения в реальном исчислении вырастут на 0,5 процента, в 2018 году – на 1,3 процента, в 2019 году - на 1,4 процента к предыдущему году.
Реальная заработная плата в 2017 году составит 99,3 процента к уровню 2015 года, в 2018 году она возрастет – на 0,2 процента, в 2019 году – на 0,9 процента к предыдущему году.
Среднедушевые денежные доходы населения в 2019 году увеличатся до 16421 рубля в месяц, величина среднемесячной номинальной начисленной заработной платы до 18100 рублей.
Основную часть доходов население использует на покупку товаров и оплату услуг (74,4 процента). В 2017 году доля потребительских расходов составит 74,5 процента, в 2018 году – 74 процента.
Покупательная способность среднедушевых денежных доходов по отношению к величине прожиточного минимума составит в 2017 году и в 2019 году- 2,2 (2015 год – 2,0).
В 2019 году численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума практически не изменится и составит 13,2 процента в общей численности населения (2015 год – 13,3 процента).
13. Развитие отраслей социальной сферы
Развитие материально-технической базы учреждений социально-культурной сферы области осуществляется за счет средств консолидированного бюджета района, государственной поддержки из федерального бюджета и внебюджетных источников.
Существенное повышение качества социальных услуг обеспечено за счет материально-технического оснащения лечебно-оздоровительных и образовательных учреждений в рамках программ модернизации здравоохранения и образования.
Прогноз развития отраслей социальной сферы на 2016-2019 годы ориентирован на создание необходимых условий для удовлетворения минимальных потребностей всех групп населения в социальных услугах при формировании оптимального соотношения платности и бесплатности услуг населению с одновременным оказанием адресной и дифференцированной поддержки малообеспеченным категориям граждан. Обеспечение доступности населения к гарантированному объему социальных услуг будет сочетаться с повышением качества услуг и повышением эффективности использования бюджетных средств.
С учетом реализации мероприятий по оптимизации и реорганизации неэффективных организаций, ожидаемого в 2018-2019 годах, прогнозируемой динамики численности населения района (в том числе детского), в 2016 (2019) году ситуация с обеспеченностью района объектами социальной инфраструктуры будет выглядеть следующим образом:
- - уровень обеспеченности дошкольными образовательными учреждениями составит 510 мест на 1000 детей в возрасте 1-6 лет;
- - уровень обеспеченности больничными койками составит 60,8 на 10 тыс. человек населения;
- - уровень обеспеченности библиотечными учреждениями составит 10,8 на 10 тыс. жителей;
- - уровень обеспеченности учреждениями культурно-досугового типа составит 13,9 на 10 тыс. жителей.
14. Население
В 2015 году уровень рождаемости составил 10,4 человек на 1000 населения (2014 год – 9,7), уровень смертности – 18,9 человек на 1000 населения (2014 год – 19,0), коэффициент естественной убыли населения за год снизился с 9,3 до 8,5 человек на 1000 населения.
Целью демографического развития района является стабилизация численности населения и формирование предпосылок к последующему демографическому росту.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" реализуются мероприятия по организации профессиональной подготовки, переподготовки и повышению квалификации женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. С 1 января 2013 года в области установлена ежемесячная денежная выплата при рождении (усыновлении) третьего или последующих детей, родившихся (усыновленных) после 31 декабря 2012 года. Размер ежемесячной денежной выплаты в 2014 году составлял 5 996 рублей, в 2015 году – 7135 рублей.
Вместе с тем, согласно демографическому прогнозу количество женщин детородного возраста уменьшается. В результате наметилась тенденция к снижению уровня рождаемости.
Так, по оценке в 2016 году уровень рождаемости составит 10,5 человек на 1000 населения, уровень смертности – 18,7 человек на 1000 населения, коэффициент естественной убыли составит 8,2 человека на 1000 населения.
По прогнозу в 2019 году коэффициент рождаемости составит 10,8 человек на 1000 населения, коэффициента смертности населения – 18,3 человека на 1000 населения. Как следствие, коэффициент естественной убыли населения в 2019 году составит 7,5 человек на 1000 населения.
По состоянию на 1 января 2016 года численность постоянного населения района составила 15,6 человек. Удельный вес городского населения - 69,8 процента, сельского – 30,3 процента.
Среднегодовая численность населения района по прогнозу в 2017- 2019 годах составит 15,6 - 15,4 тыс. человек.
15. Труд и занятость
Численность экономически активного населения в 2015 году составила 8,4 тыс. человек, среднегодовая численность занятых в экономике – 6,9 тыс. человек. При этом общая численность безработных, рассчитанная по методологии МОТ, составила 800 человек (в 2014 году – 860 человек). Уровень официально регистрируемой безработицы по состоянию на 1 января 2016 года сложился на уровне 2,0 процента к численности экономически активного населения.
Учитывая демографический прогноз, согласно которому численность населения в трудоспособном возрасте будет уменьшаться, численность экономически активного населения в 2016 году ожидается в количестве 8,3 тыс. человек, численность занятых в экономике – 6,8 человек. Численность работающих на предприятиях и в организациях составит 3,2 тыс. человек.
По оценке на конец 2016 года число безработных, зарегистрированных в службе занятости, составит 160 человек, уровень регистрируемой безработицы – 2,0 процента к численности экономически активного населения.
В 2019 году численность экономически активного населения уменьшится до 8,3 тыс. человек, численность лиц, занятых в экономике области – 6,8 тыс. человек. Среднесписочная численность работников предприятий и организаций в 2019 году прогнозируется в количестве 3,0 тыс. человек. Существенного перераспределения работающих на предприятиях и организациях по формам собственности не произойдет.
В прогнозируемом периоде регистрируемая безработица будет незначительно снижаться. В 2019 году она составит 1,7 процентов к численности экономически активного населения. Общая численность безработных, рассчитанная по методологии МОТ, составит 790 человек.
16. Проблемные вопросы, сдерживающие социально-экономическое развитие Суземского района
Суземский район существенно отстает от среднеобластных параметров по уровню среднедушевых денежных доходов и по величине номинальной начисленной среднемесячной заработной платы. За 2015 год номинальная заработная плата в целом по району сложилась в размере 16777 рублей, за январь-май 2016 года – в размере 16360 рублей.
Администрация Суземского района проводит с работу для решения этой проблемы.
В районе разработан и принят к исполнению план мероприятий по легализации заработной платы и выявлению незарегистрированной предпринимательской деятельности. Работает комиссия по изучению состояния налоговой базы района, собираемости платежей, сокращению недоимки и мобилизации доходов в бюджет района, на заседаниях рассматриваются вопросы по повышению среднемесячной заработной платы на отдельных предприятиях и организациях района до среднеотраслевого уровня в целом по району.
Продолжает работу координационный совет по вопросам обеспечения своевременной и полной выплаты заработной платы, доведения ее до величины прожиточного минимума, установленной в области, полноты поступлений налога на доходы физических лиц и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
Проблемой является ежегодный рост потребности в финансовых ресурсах на реализацию указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года в части повышения оплаты труда отдельным категориям работников социальной сферы.
Минфином России осуществляется предоставление субъектам Российской Федерации дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов и (или) частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы с целью поддержки принятых решений только на новое повышение оплаты труда отдельным категориям работников в соответствующем финансовом году.