- Главная
- Прокурорский вестник
Итоги работы прокуратуры Суземского района за 1 полугодие 2023 года
В 1 полугодии 2023 года прокуратурой района в ходе надзорной деятельности выявлено более 500 нарушений федерального законодательства.
С целью их устранения внесено 157 представлений, по результатам рассмотрения которых привлечено к дисциплинарной ответственности 70 лиц.
Прокуратурой района принесено 77 протестов на незаконные правовые акты, судами удовлетворено 53 иска прокурора по разным направлениям, на основании постановлений прокурора 29 лиц привлечено к административной ответственности, по материалам прокурорской проверки возбуждено 1 уголовное дело.
Одним из приоритетных направлений прокурорской деятельности является надзор за исполнением законодательства в жилищно-коммунальной сфере.
Прокуратурой района в жилищно-коммунальной сфере выявлено 22 нарушения, в целях устранения нарушений внесено 12 представлений, по результатам рассмотрения которых 4 лица привлечены к дисциплинарной ответственности. Направлено в суд 1 исковое заявление, которое рассмотрено и удовлетворено.
Так, прокуратурой района в порядке ст. 39 КАС РФ в Суземский районный суд направлено административное исковое заявление о признании незаконным бездействия администрации Суземского района Брянской области по обустройству системы водоотведения (ливневой канализации) возле многоквартирного дома №7 по ул. Первомайской п. Суземка и обязании администрации Суземского района Брянской области организовать водоотведение по ул. Первомайской п. Суземка Брянской области.
Решением Суземского районного суда административное исковое заявление удовлетворено в полном объеме.
В сфере безопасности дорожного движения прокуратурой района выявлено 25 нарушений, в целях устранения нарушений внесено 8 представлений, по результатам рассмотрения которых 2 лица привлечены к дисциплинарной ответственности. Внесено 4 протеста, которые рассмотрены и удовлетворены. Направлено в суд 22 исковых заявления, которые рассмотрены и удовлетворены.
В частности, в ходе проверки исполнения законодательства о безопасности дорожного движения установлено, что в нарушение Федерального закона «О безопасности дорожного движения» дорога, проходящая по ул. Красноармейской п. Суземка Брянской области не соответствует установленным требованиям, имеет колейность и просадки.
С целью устранения нарушений законодательства прокурором района 04.04.2023 в адрес главы администрации Суземского района внесено представление, которое рассмотрено, нарушения законодательства устранены.
Также прокурором района в Суземский районный суд в порядке ст. 39 КАС РФ направлено 7 административных исковых заявлений об обязании администрации Суземского района принять меры по постановке бесхозяйного объекта транспортной инфраструктуры (дороги), предназначенного для движения транспортных средств на учет в территориальный орган Федеральной регистрационной службы.
Решениями Суземского районного суда 7 исковых заявлений удовлетворены в полном объеме.
В судах за указанный период времени прокуратурой района поддержано государственное обвинение по 47 уголовным делам, в том числе по 12 уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях (убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью и др.). Также 2 уголовных дела об особо тяжких преступлениях в сфере незаконного оборота наркотиков в отношении 5 лиц рассмотрены с участием группы государственных обвинителей, в состав которой входили сотрудники прокуратуры района и прокуратуры Брянской области, и с участием коллегии присяжных заседателей.
Полагаю, что коллектив прокуратуры района в первом полугодии 2023 года эффективно выполнил поставленные перед ним задачи по обеспечению законности на территории Суземского района.
И.о. прокурора района А.А. Чернобаев
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации
Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон № 196-ФЗ) определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации.
На основании ст.23 Закона № 196-ФЗ медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств. Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.
Согласно ч.1 ст.23.1 Закона № 196-ФЗ медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2014 № 1604 утверждены Перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством, согласно которым к медицинским противопоказаниям к управлению транспортным средством относятся психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ – алкоголя, наркотических средств и психотропных препаратов.
В соответствии со ст.28 Закона № 196-ФЗ основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются ухудшение здоровья водителя, препятствующее безопасному управлению транспортными средствами, подтвержденное медицинским заключением.
Наличие у гражданина указанных медицинских противопоказаний является препятствием для управления им транспортными средствами, а также основанием для прекращения его права управления таковыми.
Помощник прокурора
Суземского района
юрист 1 класса В.А.Романенков
03.05.2023
«Ответственность за нарушение неприкосновенности жилища».
Ответственность за нарушение прикосновенности жилища предусмотрена ст. 139 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ). Данное деяние отнесено законодателем к числу преступлений против конституционных прав и свобод человека и гражданина, закрепленных главой 19 УК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 139 УК РФ незаконное проникновение в жилище, совершенное против воли проживающего в нем лица, наказывается штрафом в размере до 40 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо арестом на срок до трех месяцев.
То же деяние, совершенное с применением насилия или с угрозой его применения, влечет ответственность по ч. 2 ст. 139 УК РФ и наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.
Частью 3 ст. 139 УК РФ предусмотрена ответственность за деяния, предусмотренные частями первой и второй ст. 139 УК РФ, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, за которые в качестве наименее строго наказания предусмотрен штраф в размере от 100 тысяч до 300 тысяч рублей, в качестве наиболее строгого – лишение свободы на срок до трех лет.
Следует отметить, что в соответствии с Примечанием к данной статье под жилищем понимаются индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями, жилое помещение независимо от формы собственности, входящее в жилищный фонд и пригодное для постоянного или временного проживания, а равно иное помещение или строение, не входящее в жилищный фонд, но предназначенные для временного проживания.
Заместитель прокурора
Суземского района А.А. Чернобаев
28.06.2023
«Ответственность за управление транспортным средством в состоянии опьянения».
Управление транспортным средством в состоянии опьянения является одним из опасных нарушений Правил дорожного движения, так как часто является причиной дорожно-транспортных происшествий.
За управление транспортным средством в состоянии опьянения предусмотрена как административная (ст. 12.8 КоАП РФ), так и уголовная ответственность (ст. 264.1 УК РФ).
Частью 1 ст. 12.8 КоАП РФ предусмотрена ответственность за управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения, влечет ответственность по ч. 2 ст. 19.23 КоАП РФ.
За управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения и не имеющим права управления транспортными средствами либо лишенным права управления транспортными средствами, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, предусмотрена ответственность по ч. 3 ст. 12.8 КоАП РФ.
Административная ответственность, предусмотренная данной статьей, наступает в случае установленного факта употребления вызывающих алкогольное опьянение веществ, который определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, а именно 0,16 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха, или наличием абсолютного этилового спирта в концентрации 0,3 и более грамма на один литр крови, либо в случае наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека.
Совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 1 и 2 ст.12.8 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет; ч. 3 ст. 12.8 КоАП РФ - административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых в соответствии с КоАП РФ не может применяться административный арест, в размере тридцати тысяч рублей.
Часть 1 статьи 264.1 УК РФ предусматривает ответственность за управление автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, подвергнутым административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения или за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
При этом управление автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, имеющим судимость за совершение в состоянии опьянения преступления, предусмотренного частями второй, четвертой или шестой статьи 264 УК РФ либо статьей 264.1 УК РФ, образует состав преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 264.1 УК РФ.
В соответствии с Примечанием 2 к статье 264 УК РФ для целей данной статьи и статей 263 и 264.1 УК РФ лицом, находящимся в состоянии опьянения, признается лицо, управляющее транспортным средством, в случае установления факта употребления этим лицом вызывающих алкогольное опьянение веществ, который определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, установленную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, или в случае наличия в организме этого лица наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, а также лицо, управляющее транспортным средством, не выполнившее законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения в порядке и на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Также следует отметить, что из положений ч. 1 ст. 4.6 КоАП РФ следует, что лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления, за исключением случая, предусмотренного частью 2 КоАП РФ.
В соответствии ч. 2 ст. 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание в виде административного штрафа за совершение административного правонарушения и которое уплатило административный штраф до дня вступления в законную силу соответствующего постановления о назначении административного наказания, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу указанного постановления до истечения одного года со дня уплаты административного штрафа.
В качестве наиболее строгого наказания по части 1 ст. 264.1 УК РФ предусмотрено лишение свободы на срок до двух лет, по части второй – лишение свободы на срок до трех лет, во всех случаях с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет (по части 1), до шести лет (по части 2).
Заместитель прокурора
Суземского района А.А. Чернобаев
28.06.2023
Природоохранной прокуратурой выявлены нарушения законодательства требований федерального законодательства о пожарной безопасности в лесах на территории Севского и Суземского района.
Проверкой установлено, организациями, расположенными на территории Севского и Суземского района, осуществляется заготовка древесины на территории лесных участков, предоставленных на основании договора аренды.
Как показала проверка должностными лицами ответственными за заготовку древесины, не в полной мере соблюдены требования законодательства о пожарной безопасности в лесах, правил заготовки древесины.
В нарушение требований, в местах рубок не организовано своевременное выполнение работ по очистке лесосеки, порубочные остатки размещены на части площади лесосеки в хаотичном порядке, ширина валов порубочных остатков не соответствует установленным нормативам.
В связи с чем, природоохранной прокуратурой в отношении должностных лиц возбуждены 5 административных производств, предусмотренных ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, ч.1 ст. 8.25 КоАП РФ, а руководителям внесены представления об устранении выявленных нарушений.
В настоящее время акты прокурорского реагирования находятся в стадии рассмотрения.
Согласно ст. 22 ТК РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Статьей 136 ТК РФ установлено, что заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.
За нарушение сроков выплаты заработной платы предусмотрена административная ответственность.
Так, за несвоевременную выплату заработной платы и иных сумм в соответствии с ч. 6 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях работодатель привлекается к административной ответственности. Невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо воспрепятствование работодателем осуществлению работником права на замену кредитной организации, в которую должна быть переведена заработная плата, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Помощник прокурора района Сахаров А.А.
Уголовная ответственность за нарушение трудовых прав работников
Права работника на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии с квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполняемой работы, регламентировано главой 21 Трудового кодекса РФ.
За нарушение указанных положений закона статьей 145.1 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность: частью 1 за частичную невыплату заработной платы свыше 3 месяцев, а частью 2 за полную невыплату – свыше 2 месяцев.
Наказание за совершение указанных преступлений предусмотрено вплоть до лишения свободы сроком до 1 года и 3 лет соответственно.
В случае, если невыплата заработной платы повлекла тяжкие последствия, как то: утрата трудоспособности, тяжелое заболевание, инвалидность и др., то такие действия квалифицируются по ч.3 ст.145.1 УК РФ, которая предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от 2 до 5 лет.
Таким образом, уголовный закон предусматривает ответственность только за нарушения наиболее значимые требования трудового законодательства.
Помощник прокурора района Сахаров А.А.
Ответственность за нарушение порядка рассмотрения обращений
Статьей 33 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления.
Порядок рассмотрения обращений установлен Федеральным законом от 2 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
За его нарушение статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) предусмотрен штраф от 5 тыс. до 10 тыс. рублей.
Должностное лицо может быть привлечено к административной ответственности по данной статье КоАП РФ за нарушение срока регистрации обращения, срока переадресации обращения, нарушение срока его рассмотрения.
Так, срок рассмотрения обращения составляет не более 30 дней со дня регистрации обращения. В исключительных случаях должностное лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
Возбуждение дел об административных правонарушениях указанной категории отнесено к исключительной компетенции органов прокуратуры.
Законом определены категории лиц, не подлежащие административной ответственности за нарушение порядка рассмотрения обращений.
В силу части 1 статьи 2.5 КоАП РФ субъектами данного правонарушения не могут быть сотрудники органов внутренних дел, имеющие специальные звания, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы.
Однако это не освобождает виновных лиц от дисциплинарной ответственности.
Круг субъектов, которые могут быть оштрафованы по статье 5.59 КоАП РФ не ограничивается лишь должностными лицами государственных органов и органов местного самоуправления.
К административной ответственности могут быть привлечены также должностные лица государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций.
Помощник прокурора района Сахаров А.А.
«Ответственность за заведомо ложный донос».
Уголовная ответственность за заведомо ложный донос предусмотрена статьей 306 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ).
Общественная опасность заведомо ложного доноса определяется как характером деяния, посягающего на интересы правосудия, так и отрицательным воздействием на деятельность правоохранительных органов, права и интересы личности, а также тем, что правоохранительные органы вынуждены процессуально реагировать на такое ложное сообщение, при этом тратятся значительные силы и средства.
По части 1 ст. 306 УК РФ квалифицируются деяния, выразившиеся в заведомо ложном доносе о совершении преступления.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 № 20 «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях против правосудия» объективная сторона заведомо ложного доноса состоит в умышленном сообщении в органы дознания, предварительного следствия или прокуратуры заведомо недостоверной информации о событии подготавливаемого, совершаемого либо совершенного уголовно наказуемого деяния независимо от того, содержит ли такое сообщение указание на причастность к данному деянию конкретных лиц. Заведомо ложным доносом признается и подача мировому судье заявления о возбуждении уголовного дела о преступлении, указанном в части 2 статьи 20 УПК РФ, если такое заявление содержит заведомо недостоверную информацию о совершении уголовно наказуемого деяния конкретным лицом.
Отстранение работника от работы
Отстранение работника от работы производится на весь период до устранения обстоятельств, послуживших основанием для отстранения либо на период производства по уголовному делу до его прекращения или до вступления в силу приговора суда (ст. 331.1, ч. 2 ст. 351.1 ТК РФ).
Причинами отстранения от работы признаются:
- появление на работе работника в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
- не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;
- не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное псих. освидетельствование;
- при выявлении в соответствии с медицинским заключением противопоказаний для выполнения работы, обусловленной трудовым договором;
- не применяющего выданные ему в установленном порядке средства индивидуальной защиты, применение которых является обязательным при выполнении работ с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях;
Изменения административного законодательства
С 7 февраля 2023 года ужесточено наказание за нарушение правил поведения в суде, а именно увеличены размеры штрафов за неисполнение распоряжения судьи или пристава прекратить нарушать установленный в суде порядок.
Повторное совершение названного административного правонарушения, влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.".
Старший помощник прокурора
Суземского района С.А. Потапова
Разъяснение изменений федерального законодательства о противодействии коррупции
С 1 марта 2023 г. обеспечение доступа к информации о представляемых лицами, замещающими муниципальные должности депутата представительного органа муниципального образования, сведениях о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, к информации о представлении такими лицами заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера осуществляется в соответствии с федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.
Обобщенная информация об исполнении (ненадлежащем исполнении) лицами, замещающими муниципальные должности депутата представительного органа муниципального образования, обязанности представить сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера размещается на официальных сайтах органов местного самоуправления (при условии отсутствия в такой информации персональных данных, позволяющих идентифицировать соответствующее лицо, и данных, позволяющих индивидуализировать имущество, принадлежащее соответствующему лицу) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
Старший помощник прокурора
Суземского района С.А. Потапова
«Ответственность за укрывательство преступлений».
Укрывательство преступления и преступника в отечественном уголовном законодательстве оценивается как способ пособничества совершению преступления и форма прикосновенности к преступлению.
В течение длительного времени укрывательство признавалось соучастием в преступлении независимо от времени предоставления обещания о совершении укрывательства.
Критерий разграничения между укрывательством - соучастием в преступлении и прикосновенностью к нему состоит в моменте предоставления обещания о совершении деяний по сокрытию лица, совершившего преступление, или доказательств совершения преступления. Если обещание было дано до момента окончания преступления - налицо интеллектуальное пособничество в совершении преступления, если после окончания исполнения преступления - прикосновенность к основному преступлению в форме заранее не обещанного укрывательства.
«Ответственность за грабеж».
Ответственность за грабеж, то есть открытое хищение чужого имущества, предусмотрена частью 1 статьи 161 УК РФ.
В соответствии с позицией, изложенной в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2002 № 29 «О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое» открытым хищением чужого имущества, предусмотренным статьей 161 УК РФ (грабеж), является такое хищение, которое совершается в присутствии собственника или иного владельца имущества либо на виду у посторонних, когда лицо, совершающее это преступление, сознает, что присутствующие при этом лица понимают противоправный характер его действий независимо от того, принимали ли они меры к пресечению этих действий или нет.
«Ответственность за вымогательство».
Вымогательство - особая форма корыстных и, как правило, насильственных посягательств на отношения собственности, которая, тесно примыкая к хищениям чужого имущества, не относится к данной группе преступлений. При наличии общих признаков с хищениями (единство объекта и предмета, за исключением действий имущественного характера, прямой умысел, корыстная направленность, такая же мотивация активных действий, невозможность совершения преступления путем пассивного поведения), вымогательство тем не менее не в полной мере охватывается родовыми признаками общего понятия хищения. Прежде всего в составе вымогательства закон не предусматривает каких-либо последствий в виде причинения ущерба основному объекту уголовно - правовой охраны, которые являются необходимым признаком хищения (кроме разбоя). А во-вторых, момент незаконного реального завладения имуществом, если это вообще случится в будущем, существенно оторван во времени от момента совершения вымогателем самих преступных действий.
Об административной ответственности за отдельные правонарушения в сфере противодействия коррупции.
Привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" влечет согласно ст. 19.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях наложение штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
В январе наша страна отметит 80-ю годовщину полного снятия блокады Ленинграда.
25 сентября Александр Богомаз провел совещание с заместителями Губернатора Брянской области.
23 сентября в Стародубе состоялся Международный товарищеский матч по хоккею с шайбой среди детских (любительских) команд «Кубок Дружбы».
23 сентября в Климово состоялось торжественное открытие Первенства Брянской области по хоккею с шайбой сезона 2023-2024 среди команд юношей 5 возрастных групп.
22 сентября в Хрустальном зале Правительства Брянской области состоялось торжественное мероприятие, посвященное Дню машиностроителя.