Разъяснения законодательства за административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно- эпидемиологическое благополучие населения

17.06.2019 г.

Одним из правонарушений данной группы является незаконное занятие частной медицинской практикой, частной фармацевтической деятельностью либо народной медициной (целительством), предусмотренное ст. 6.2 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья. Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан48 от 22 июля 1993 г. в Российской Федерации допускается функционирование частной системы здравоохранения, к которой относятся лечебно-профилактические и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской практикой и частной фармацевтической деятельностью (ст. 14).

Статья 57 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, под народной медициной понимает методы оздоровления, профилактики, диагностики и лечения, основанные на опыте многих поколений людей, утвердившиеся в народных традициях и не зарегистрированные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Объективную сторону правонарушений данной статьи составляют следующие действия: а) занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью при отсутствии лицензии на данный вид деятельности (ч. 1 ст. 6.2 КоАП РФ); б) действия, нарушающие установленный законом порядок занятия народной медициной (целительством) (ч. 2 ст. 6.2 КоАП РФ).

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"49, медицинская и фармацевтическая деятельность подлежат обязательному лицензированию.

Лицензирование медицинской и фармацевтической деятельности осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, а также органами исполнительной власти субъектов Федерации, в случае, когда им делегированы такие полномочия по соглашению с федеральным органом.

Занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью лицом, не имеющим лицензии на избранный вид деятельности, если это повлекло по неосторожности причинение вреда здоровью человека должно рассматриваться как уголовное преступление, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 235 УК РФ.

Отдельным блоком правонарушений данной группы выступают правонарушения, связанные с нарушением порядка оборота наркотических средств.

Критерием, разграничивающим данные правонарушения с уголовными преступлениями, ответственность за совершение которых предусмотрена ст.ст. 228, 228.1 УК РФ, выступают размеры наркотических средств. Размеры крупного и особо крупного размеров разовых доз наркотических средств и психотропных веществ утверждены постановлением Правительства РФ от 7 февраля 2006 г. N 76 "Об утверждении крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ для целей статей 228, 228.1 и 229 Уголовного кодекса Российской Федерации".

Общая ответственность за нарушение законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения (нарушение санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнение санитарно-гигиенических и противо­эпидемических мероприятий) установлена ст. 6.3 КоАП, от­ветственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований применительно к выполнению конкретных работ (оказанию услуг), определенных диспозициями ст. 6.4—6.7 КоАП, установлена этими статьями.

В соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпи­демиологическом благополучии населения" под санитарны­ми правилами понимаются нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности фак­торов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создаст угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распро­странения заболеваний.

Объективная сторона административных правонарушений, установленных ст. 6.3—6.7 КоАП, выражается в нарушении (несоблюдении) гигиенических нормативов, санитарно-эпиде­миологических требований, определенных санитарными пра­вилами, а также в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. При установлении объективной стороны состава данных правонарушений необ­ходимо выявить факт указанного нарушения независимо от того, наступили общественно опасные последствия деяния или нет.

        

Помощник прокурора района

юрист 3 класса                                                                                 А.О. Ермакова